Информационный портал ветеранов 47 б. к. ОВРа КТОФ

Капитан 1 ранга в отставке Мартиросян Вячеслав Матвеевич

22 марта 2010

 

 

  

  «.Каждый  военный  или  причастный к военному
  делу  человек,  что бы не  забывать,  для чего он
  существует,  поступил   бы  правильно,  если  бы
  держал на видном месте надпись: «Помни войну».

  Вице-дмирал С. О. Макаров
 

 

 

Крейсер «Аврора» и авроровцы в годы Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» встретил в Ораниенбаумском порту, где готовился к обеспечению летней практики курсантов.
На его борту находились 250 курсантов 3-его курса ВВКУ им. Фрунзе.
Крейсер уже с 1934 года не имел собственного хода из-за отсутствия нужного количества исправных котлов и мог передвигаться только с помощью буксиров.
Артиллерийское вооружение корабля состояло из десяти 130-мм орудий, двух универсальных 76,2-мм артустановок, двух зенитных 76,2-мм орудий, пяти универсальных 45-мм орудий и пулемёта системы «М-1».
Экипаж корабля составлял 202 человека, из них 13 человек командного состава.
В зимний период крейсер, как правило, выполнял функцию плавучей базы соединения подводных лодок, а летом на нём проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Начавшаяся война резко изменила жизнь на «Авроре». С корабля ушли на фронт курсанты Высшего военно-морского училища им. М.В.Фрунзе. По мере приближения немцев к Ленинграду редела и команда крейсера. Авроровцы уходили на действующие корабли и на Ленинградский фронт. Снималось с крейсера и вооружение.

   
7 июля 1941 года 35 краснофлотцев и старшин зенитного дивизиона во главе с командиром артиллерийской боевой части старшим лейтенантом Я.Г.Музыря и его заместителем по политической части лейтенантом И.Д.Ворожко вместе с пятью орудиями (три 76,2-мм и два 45-мм) были отправлены на вновь создаваемую Чудскую военную флотилию. Командующим Чудской военной флотилией был назначен начальник кафедры военно-морских дисциплин ВВМИУ имени Ф.Э.Дзержинского капитан 1 ранга Н.Ю.Авраамов.
Не смотря на то, что Чудская военная флотилия создавалась в спешном порядке, имела в своём составе слабовооружённые тихоходные суда, укомплектованные в основном курсантами первого курса, сделано было в самые трудные первые недели войны немало.
За время боевой деятельности с 3 июля по 20 августа 1941 года флотилия помогла организовать десятки партизанских отрядов и забросить их на территорию, занятую противником. Разгромила несколько бандитских групп. Помогла вывезти ценное имущество из Тарту и Гдова. Высаживала разведчиков в тыл врага. Вела боевые действия на суше. Оказывала помощь соединениям и частям 8-ой армии.
8 июля по приказу командующего Морской обороной Ленинграда и озёрного района (МОЛ и ОР) началось формирование отдельного артиллерийского дивизиона специального назначения, состоящего из двух батарей. Батарея (А) – «Аврора» (девять 130-мм орудий, снятых с крейсера «Аврора») и батарея (Б) (десять 130-мм орудий). Командиром батареи (А) был назначен старший лейтенант Д.Н.Иванов, военкомом – младший политрук А.А.Скулачев. Орудия батареи (А) были установлены на позиции протяжённостью 12 километров от Дудергофа (пос. Можайский) до Киевского шоссе. Каждое орудие было отдельной, хорошо оборудованной, огневой позицией. Боевой расчет орудия состоял из 15 – 17 человек во главе с командиром. Авроровцы командовали тремя орудиями: № 2 – лейтенант А.А.Антонов, № 3 – лейтенант Е.Н.Дементьев и № 4 – лейтенант Н.П.Кузнецов. Огневые позиции каждого орудия были хорошо оборудованы, замаскированы и имели телефонную связь с командным пунктом батареи.
К обстрелу войск и техники противника батарея приступила в последних числах августа. Стрельба велась по закрытым целям. Исходные данные поступали с командного пункта по телефону. С первых чисел сентября орудия батареи «А» непрерывно бомбились вражеской авиацией. До 13 сентября, уже находясь в окружении, морские артиллеристы героически продолжали сражаться, нанося противнику большие потери в живой силе и технике. После прорыва немецких войск в район Красного села батарея «А» перестала существовать. Её поредевший личный состав пополнил орудийные расчёты батареи «Б».
В 1984 году на месте боевой позиции орудия № 1 батареи «А» у Вороньей горы открыт величественный монумент мужеству и героизму моряков-артиллеристов, стоявших насмерть на этих рубежах. Памятники поставлены и на бывшей позиции орудия № 2, а также на Киевском шоссе, где в 1941 году стояли орудия № 8 и № 9 батареи «А». Автором всех является архитектор А.Д.Левенков.
В школе № 289 посёлка Можайский (бывший Дудергоф) создан музей, экспозиция которого рассказывает о подвиге моряков батареи «А» и солдат, освобождавших Ленинград от блокады в 1944 году, а одна из улиц в посёлке Можайский носит имя погибшего лейтенанта Алексея Смаглия.
В конце 1941 года 25 моряков-авроровцев были направлены в Кронштадт, где в это время формировался десантный отряд моряков под командованием полковника А.Т.Ворожилова. Десантники должны были высадиться в Нижнем парке Петергофа и при поддержке береговой и корабельной артиллерии нанести удар во фланг и тыл противника, оказав содействие частям 8-ой армии в уничтожении войск противника, действующих в районе Петергофа.
Высадка морского десанта в количестве 520 человек была произведена в 5 часов утра 1941 года. В Нижнем парке завязался жестокий бой, который продолжался несколько суток. Наступление 8-ой армии было сорвано противником. Десантники оказались один на один со значительно превосходящими силами противника, который привлёк к ликвидации нашего десанта артиллерию и авиацию. Кончился боезапас, а пополнить его не представлялось возможным, так как катера не могли подойти к берегу из-за сильного артобстрела. Десантники сражались до последнего патрона, предпочитая погибнуть в бою, но не сдаться в плен. Об их стойкости и мужестве упомянуло в те дни даже немецкое радио. Из всего десанта в живых осталось лишь 16 человек. Авроровцев среди них не было.
После отправки пяти зенитных орудий и почти всех комендоров-зенитчиков на Чудскую флотилию значительно ухудшилась противовоздушная оборона крейсера. А испытать атаки с воздуха авроровцам ещё предстояло. 22 сентября «Аврора» подверглась налёту фашистских бомбардировщиков «Ю-88». Бомбы рвались рядом с бортом корабля. Корабль раскачивало, как в шторм. От близкого разрыва бомбы в левом машинном отделении открылся кингстон. Экипаж отбивал атаки из носового 76,2-мм орудия, «сорокапятки», стоявшей на кормовом мостике и пулемёта «М-1». В этом бою расчет, которым командовал старшина 2-ой статьи П.Н.Топталов, сбил фашистский «юнкерс».
1 октября 1941 года немецкая артиллерия из Петергофа нанесла массированный артиллерийский удар по Ораниенбаумскому порту. Более двухсот снарядов разорвалось на его территории. Крейсер «Аврора» получил шесть надводных и две подводных пробоины.
С правого борта в кормовой части корабля прямое попадание снаряда сделало пробоину размером полтора метра на полметра. Заделать пробоину не представлялось возможным, так как не работали водоотливные средства из-за отсутствия пара и электроэнергии. Крен на левый борт достиг восемнадцати градусов. Левая скула высоко поднялась над водой. Командир корабля старший лейтенант П.С. Гришин принял решение выровнять крен открытием кингстонов с противоположного борта. После открытия кингстонов трюмными машинистами Н.А.Кострюковым и А.Т.Кузнецовым крен выровнялся, и корабль на ровном киле сел на грунт. Вода почти доходила до батарейной палубы.
В таком полузатопленном состоянии крейсер «Аврора» простоял до середины 1944 года.
С крейсера было снято оставшееся артиллерийское вооружение. В конце ноября два орудия были демонтированы и после необходимого ремонта переданы в 80-й отдельный артдивизион капитана Чурикова. Там они вошли в состав 803-й зенитной батареи, расположенной на Ключевской дамбе Ораниенбаумского порта. Лишь за один год 803-й батареей было уничтожено: 7 вражеских дзотов, 6 наблюдательных пунктов, 3 противотанковых орудия, большой минный склад и сотни вражеских солдат и офицеров.
Летом 1942 года эти орудия с «Авроры» были переброшены на правый фланг Приморской оперативной группы в район посёлка Лубаново. Там они продолжали бить врага до снятия Ленинградской блокады в январе 1944 года.
В конце ноября 1941 года с «Авроры» было снято последнее 130-мм орудие, стоявшее на корме корабля. Это орудие более поздней конструкции «Б-3» 1-й серии имело дальность стрельбы до 25 километров и использовалось для обучения курсантов, так как такие орудия устанавливались на вновь строящихся эсминцах. Было принято решение этим орудием усилить боевую мощь бронепоезда № 7, получившего 23 января 1942 года имя «Балтиец», который курсировал по железнодорожным путям на территории Ораниенбаумского плацдарма.
Много славных страниц в историю обороны и снятии блокады Ленинграда вписал своими боевыми действиями бронепоезд «Балтиец».
На его счету уничтоженные батареи и наблюдательные пункты, боевая техника и живая сила. В январе 1944 года бронепоезд принял участие в разгроме группировки немцев, в великом торжестве снятия блокады Ленинграда. Задачу поддержки своим огнём наступления 2-й ударной армии «Балтиец» с честью выполнил.
Два года и четыре с половиной месяца бронепоезд находился на маленьком участке Мартышкино – Калище в замкнутом Финским заливом вражеском кольце. За это время бронепоезд совершил 100 боевых выходов на позиции, 310 раз открывал огонь по вражеским оборонительным рубежам, батареям, командным пунктам. 26 раз вел огонь по самолётам противника. Прошёл 15000 километров.
Во время наступления наших войск в июне 1944 года на Карельском перешейке 130-мм орудие крейсера «Аврора» вело огонь с позиции расположенной в районе горы Валдай.
3 сентября 1944 года поступил приказ о расформировании бронепоезда «Балтиец».
Боевые дела бронепоезда отмечены памятной мраморной доской, установленной на здании вокзала станции Мартышкино. Текст, выбитый на ней, гласит: «Из района Мартышкино в годы Великой Отечественной войны бронепоезда «Балтиец» и «За Родину» наносили сокрушительные удары по немецко-фашистским захватчикам».
В годы Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» вписал ещё одну страницу в свою легендарную историю.

19.03.2010 г.С-Петербург
Заместитель начальника музея на крейсере «Аврора» В. М. Мартиросян